Перераспределение доходов от уплаты акцизов на местах и повсеместное внедрение ЕГАИС – главные средства борьбы с контрафактом алкоголя
Опубликовано: 20-04-2016, 18:57
Просмотров: 2 268
Главный фактор, негативно влияющий на рынок — низкая стоимость контрафактного алкоголя по сравнению с легальным, его неспособность конкурировать с «кустарными» подделками и суррогатом.
По мнению председателя подкомитета по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Владимира Цыганкова, исправить ситуацию можно за счет ужесточения механизмов госрегулирования производства и оборота спиртных напитков и создания благоприятных условий введения бизнеса для добросовестных компаний. Этот и другие острые вопросы эксперты ТПП РФ обсудили на круглом столе, посвященного противодействию контрафакту на отечественном рынке алкогольной продукции.
В ходе мероприятия было отмечено: рынок нелегальной алкогольной продукции стал существенным фактором, оказывающим самое негативное влияние, как на легальный бизнес, соответственно, на бюджетные доходы, так и на здоровье населения. По мнению бизнес-сообщества, акцизная ставка на алкогольную продукцию является серьезным инструментом государства в борьбе с незаконными операторами алкогольного рынка.
Согласно последнему исследованию Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, сегмент неучтенной алкогольной продукции в РФ составляет 45 процентов от общего объема реализуемых в стране спиртных напитков. Таким образом, бюджет страны ежегодно недополучает 200 млрд рублей налогов, подчеркнул Владимир Цыганков.
По прогнозам экспертов ТПП РФ, уже в первый год после снижения акцизов поступления в бюджет от акцизных сборов увеличатся на 40 процентов и составят около 100 млрд рублей в денежном эквиваленте, рынок нелегального алкоголя к 2018 году уменьшится на 20 процентов, что составляет 190 млн литров и 360 млн рублей в денежном эквиваленте.
По мнению Владимира Цыганкова, для эффективной борьбы с «кустарным» спиртным необходимо начать интенсивно снижать показатель минимальной розничной цены алкогольной продукции и стоимость «пакета» платежей бизнеса государству за право легально производить и/или торговать алкогольной продукцией.
Заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Вячеслав Диденко напомнил, что в течение трех лет (2010-2012 гг.) ставка акцизов выросла на 33%, в последующие два года ставка выросла еще в 2 раза (с 254 до 500 руб.). Соответственно, выросла минимальная розничная цена на алкогольную продукцию (со 125 до 220 рублей за 0,5 литра водки).
Как следствие розничные продажи водки за два последних года сократились на 25%. Такое падение было обусловлено в том числе и общим ухудшением экономической ситуации.
Таким образом, увеличение цены бутылки на полке привело к тому, что за 2013-2014 годы легальная розница потеряла около 25% своих покупателей.
Эксперты ТПП РФ напомнили, что цена складывается из себестоимости акциза и НДС, наценки дистрибьютора и розницы. В конечном счете, получается, что средняя минимальная стоимость легальной водки в рознице вынуждена варьироваться в диапазоне от 220 до 240 рублей – значения, при которых контрафактный алкоголь все равно имеет значительно большее «конкурентное преимущество» по цене.
Как свидетельствует статистика последних лет – отравиться некачественным алкоголем россияне могут практически в любом городе страны. Причем, невзирая на то, где приобретаются любимые «горячительные» – у известного сетевого бренда или в ближайшем к дому «ларьке-стекляшке».
Дело в том, что у региональных властей зачастую отсутствует какой-либо финансовый стимул развивать у себя легальную торговлю алкоголем – выгоднее «закрыть глаза» и получить «вознаграждение» от недобросовестных предпринимателей. Поэтому сегодня, полагают эксперты ТПП РФ, участникам алкогольного рынка следует всерьез задуматься над вариантом распределения доходов от уплаты акцизов в зависимости от объемов легальных продаж региона. Данное условие позволит создать дополнительный стимул этим властям в борьбе с контрафактной продукцией по принципу существенного финансового премирования лучших региональных практик.
Так, в ТПП РФ поддерживают инициативу госведомств в течение переходного периода зачислять акцизы в бюджеты субъектов РФ в пропорции 50:50 в первый год, в пропорции 75:25 – во второй год. Это позволит осуществить плавный переход к предлагаемой системе перераспределения акцизов.
Эксперты ТПП РФ также выступают за развитие инициативы государства по ужесточению контроля за рынком с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя (ЕГАИС). С 1 июля этого года предприятия розничной торговли в городах, а с 1 июля 2017 года – в сельской местности, должны будут в обязательном порядке передавать в ЕГАИС данные о реализуемой алкогольной продукции.
В связи с этим эксперты ТПП РФ рекомендуют начать передачу сведений заранее и в оставшееся до июля время перейти к полноценному тестированию системы. Предприятиям торговли, к 20 апреля не предоставившим в ЕГАИС данные о закупленном у оптовиков алкоголе, грозит штраф – от 150 до 200 тыс. рублей, напоминают специалисты ТПП РФ.
В заседании приняли участие представители ключевых министерств и ведомств – Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, Федеральной антимонопольной службы России, иных профильных ведомств, представители Совета Федерации, Государственной Думы ФС РФ, а также бизнес-сообщества.
В итоговой резолюции участники мероприятия отметили:
- поддержать усилия государства по внедрению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на всех уровнях;
- поддержать снижение ставки акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 процентов на уровень декабря 2012 года: данный период характеризуется максимальной стабильностью на российском рынке алкоголя;
- поддержать проект Федерального закона, который направлен на создание условий по соблюдению легальности и обеспечению государственного контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией дистанционным способом посредством сети Интернет;
- содействовать введению единых ставок акцизных сборов на алкогольную продукцию государств – членов Евразийского экономического союза, с учетом возможной девальвации национальных валют и фиксацией размера индикативных ставок для Российской Федерации в российских рублях.
Центр по связям с общественностью и СМИ, Т. Абдуллаев
tpprf.ru