Нас пугают, а уже не страшно. Вопросы регулирования алкогольной отрасли в России
Опубликовано: 18-05-2016, 17:16
Просмотров: 1 776
В последнее время ЕГАИС принято считать чуть ли не самым страшным злом для рынка, сотни материалов выходят в СМИ под заголовками «Десятая часть магазинов с 1 апреля лишится права торговать алкоголем». Но действительно ли ЕГАИС так страшна? Попробуем разобраться.
На 21 марта по России к ЕГАИС не подключено 25% лицензированных торговых точек, пусть еще несколько процентов подключилось к 1 апреля, пусть даже еще 10% подключится, осознав, до 1 июля. Но потеря 10% алкогольной розницы – это может быть самым лучшим результатом к 1 июля, о котором можно только мечтать.
Вспомним близкую историю. В 2006-2007 годах Минпромторг объявил, что готовит программу - стратегию развития розницы для России, по которой к 2020-2025 годам половина розничной торговли должна контролироваться 5-6 федеральными сетями. В 2008 - 2011 году втемную использовали «общественников», которые кричали с трибун и через СМИ об избыточности в России розницы по продаже алкоголя, которая якобы является главным фактором алкоголизации населения; утверждали, что в Финляндии и Швеции на торговую точку приходится по 10 тысяч человек, а у нас по 500 – в то время как цифры и там, и там были одинаковыми и ни о каких тысячах речь не шла. С 2012 года началась борьба с легальной розницей на региональном уровне под надуманными предлогами. Этот процесс стал настоящей трагедией и действительно страшным злом, которому ЕГАИС и в подметки не годится.
Сегодня министерства вдруг начали выступать с критикой региональной вакханалии. А кто как не они, не справившись с общей методикой, предложили передать право регионам делать с розницей что угодно? Удивительное дело – 25–30 метров от магазина до школы безопасны, с точки зрения «алкоголизации», а 10-15 - нет...
Именно 2012-2015 годы стали периодом подлинного избиения российской алкогольной розницы. Страна просто так, на пиаре местных депутатов и чиновников, без реальной цели и задачи, потеряла 70 000 торговых лицензионных точек: на 1.01.2012 их было 305 тысяч, а на 1.01.2016 – 235тысяч. Долой четверть точек продаж! У нас сегодня многие десятки тысяч сельских населенных пунктов вообще не имеют легальных точек по продаже алкоголя - пусть там даже массово и не нужна легальная водка за 200 рублей, но иногда хотя бы...
Вот что нам представляется главным злом – когда действуют на основе ложного посыла, без здравого смысла, без реальной идеи, разумной цели, без всякой пользы, нанося огромный вред. А ЕГАИС может быть, отнимет еще 30-35 тысяч торговых точек, но это уже не так страшно по сравнению с предыдущим уничтожением розницы...
Ну а теперь подробнее о самой ЕГАИС
ЕГАИС однозначно является трагедией для малого розничного бизнеса, предопределяющей уход с рынка, хотя, возможно, временный. На продуктах рознице протянуть не так просто – алкоголь составляет до 35% оборота; кроме того, высокая наценка на алкоголь в магазинах формата «у дома» позволяла удерживать цены на социальные продукты. Но опять же, надо подчеркнуть, что у розницы никто не отнимает право вернуться на алкогольный рынок – доторговать остатками, даже не подключаясь к системе, до 1 июля, выждать до октября и в уже более спокойной обстановке подключиться, если будет желание.
Но есть и некие плюсы в ЕГАИС. В системе заложена хоть какая-то экономическая идея (в отличие от разрушительных псевдоидей сокращения в 2012-2015-м) – попытка решить задачу обелить легальную алкогольную розницу, что в принципе возможно. Нелегальная водка, во всяком случае, значительный ее объем, в легальной рознице может потерять свои конкурентные преимущества. Надо честно признать, что никакой «народной», доступной легальной водки в нашей стране не будет: ни путем радикального снижения стоимости акцизов, ни путем резкого повышения минимальной зарплаты, – значит, и ничего иного, кроме ЕГАИС, государство делать не станет. Это неизбежное зло, к которому за год все привыкнут.
Далее. Рынок легальной водки должен вырасти в 2017-м году по отношению к 2015-му не менее чем на 20 млн дал; этот объем поделят легальные ЛВЗ, и государство сможет получить до 40 млрд рублей в год дополнительных акцизов.
Оставшиеся на рынке магазины заберут оборот ушедших, крупные еще укрупнятся – то есть старая программа Минпроторга работает. Городской потребитель нового сокращения магазинов практически не заметит, а сельскому уже давно наплевать – он на самообеспечении.
В общем, за 5 лет - с 2012-го по 2016-й мы потеряем не менее 95 000 торговых легальных точек (еще один всероссийский рекорд – 31%!), но только 8% из них будут жертвами ЕГАИС.
Здесь нельзя не отметить разнонаправленности мыслей федеральных и региональных властей.
Министерство финансов приступило к разработке законопроекта, который обязывает фиксировать в ЕГАИС розничные продажи алкоголя во всех населенных пунктах вне зависимости от численности населения. Соответствующее уведомление размещено на портале проектов нормативных актов. Цель — противодействие нелегальной продаже алкогольной продукции. Законопроект устанавливает обязанности по фиксации сведений в ЕГАИС для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в городских и сельских поселениях вне зависимости от численности их населения.
В то же время 25 марта депутаты Курганской областной думы внесли в Госдуму законопроект № 1027506-6 об освобождении сельской розницы от фиксации продаж в ЕГАИС. В соответствии с документом предлагается освободить сельские розничные магазины от фиксации в ЕГАИС розничных продаж алкоголя.
Депутаты Курганской области подчеркивают, что, принимая закон о внедрении ЕГАИС, федеральные законодатели не учли в полной мере специфику продажи алкоголя в сельских магазинах, для которых продажа спиртного является существенным сегментом дохода, но в то же время сельмаги также являются и единственным источником продовольственных товаров для жителей сельской местности. Прибыльность этих магазинов невысока, и расходы на внедрение ЕГАИС могут стать непосильной нагрузкой и привести к их закрытию. Кроме того, в большом числе сельских населенных пунктов отсутствует доступ к Интернету. И, наконец, курганские законотворцы приводят статистику по своему региону: если в начале 2012 года в области реализовывали алкоголь 666 организаций в 1816 торговых объектах, то к началу 2016-го их количество сократилось до 358 организаций и 1209 торговых объектов. При этом лицензированные торговые точки есть только в 305 населенных пунктах из 1220 (или в 25%), а приграничное положение региона делает привлекательным нелегальный ввоз алкоголя из Казахстана.
Собственно, об этом и шла речь ранее: доегаисовская реформенная в розничном секторе эпоха (2012-2015) с легального рынка региона увела 607 торговых легальных объектов – треть всех имевшихся!
Регулирование алкогольного рынка это всегда игра с огнем. Надо всегда помнить: 80% взрослого населения в любом случае будет употреблять алкоголь (из этих 80% не более 10-15 - злоупотреблять). Это самая активная, здоровая, энергичная, деятельная, развивающая государство, экономику, общество и страну группа населения. Это первое.
Второе – регулируя, государство вторгается в сферу личной жизни и – самое главное – в сферу получения удовольствия. Поэтому необходима максимальная осторожность и глубокий учет поведенческой психологии потребителя.
Третье. Нельзя допускать к процессу регулирования пиар-депутатов, пиар-чиновников, а также медиков и общественников. Одно дело, когда эта группа влияет на западе, где любые запреты и ограничения смешны при максимальной ценовой доступности алкоголя для всех социальных групп населения. И совсем другое - в России, когда алкоголь дорог, и население из-за запретов и ограничений только утекает из легального рынка в противоположный сектор потребления.
Четвертое. Регулируя рынок ограничениями и запретами, невозможно оказать влияние на конечного потребителя в нужном направлении снижения алкоголизации. Степень избыточной алкоголизации страны определяют злоупотребляющие, а запреты и ограничения ударяют по умеренному крылу потребляющих, и в результате эффект нулевой.
И пятое – нельзя забывать о реальных целях и задачах регулирования, а именно:
- безопасности продукции для населения;
- повышении качества продукции;
- формировании культуры потребления;
- формировании разумной и рекомендованной структуры потребления;
- гармонии между реальными физическими потребностями населения (на примере индивидуума в каждой социальной группе) в алкоголе, доходами населения и ценами на легальный алкоголь;
- антиалкогольной рекламе, воспитании и т.д. – за трезвость и умеренное потребление;
- легальности продукции и эффективности фискальной политики.
Мы не зря легальность и фискальность поставили на последнее место – это конечные показатели эффективности регулирования. Если все делается правильно и грамотно, то нелегальными будут не более 10-12% объема рынка (так исторически сложилось на западе в последние 30 лет) и акцизы будут спокойно собираться. И никакого значения не имеет форма собственности отдельных секторов отрасли (производство, продажа и т.д.).
Надо честно признать, что аналогов ЕГАИС в мире нет, потому что нигде больше, кроме как на постсоветском пространстве, в них нет необходимости. Основной принцип нашего алкогольного регулирования из советского прошлого - максимальная дороговизна легального крепкого алкоголя для населения - безнадежно отстал от жизни и мировой практики.
Вадим Дробиз,
директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА)
www.foodmarket.spb.ru