Новые правила: какие законы изменят ретейл и рестораны в 2021 году
Опубликовано: 28-10-2020, 14:53
Просмотров: 321
Подготовиться к переменам
2020 год для ретейлеров и рестораторов был тяжелым. Правда, пока оффлайн-бизнес терпел убытки, появлялись новые маркетплейсы и агрегаторы, развивалась доставка. Многие компании за время карантина прошли ускоренную цифровизацию.
Сложно предсказать, что ждет магазины и рестораны в следующем, 2021 году, но к некоторым переменам можно подготовиться заранее. Речь о законах, которые вступят в силу или, скорее всего, будут приняты в ближайшие месяцы. Рассмотрим три ключевых изменения.
1. В законе пропишут, что именно ущемляет права потребителей
Сейчас на общественное обсуждение вынесен проект изменений в закон «О защите прав потребителей». Все судебные споры, связанные с его применением, можно разделить на две группы:
Споры между ретейлерами и потребителями;
Споры между ретейлерами и Роспотребнадзором. Такие кейсы касаются, в основном признания тех или иных условий ущемляющими права потребителей.
Подобные разбирательства возникают часто, поэтому практики много. Скорее всего, на ней и основан проект.
Он выделяет тринадцать конкретных условий, которые однозначно признаются ущемляющими права потребителей:
Право продавца на односторонний отказ от исполнения обязательства или на одностороннее изменение условий сделки (например, цены и сроков). Исключение ― случаи, когда закон дает возможность включить в договор такое право.
Пункты, которые ограничивают потребителя в праве свободно выбрать суд, где будет решаться спор между ним и продавцом.
Штраф для потребителя за отказ от исполнения договора.
Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (по основаниям, не предусмотренным законом);
Пункты, которые делают приобретение одних товаров обязательным условием покупки других или предусматривают обязательное заключение других договоров.
Оказание дополнительных платных услуг без согласия потребителя.
Ограничения, которые касаются способа оплаты товара.
Возможность досрочного расторжения договора продавцом (если это не предусмотрено законом или другим правовым актом).
Снижение суммы неустойки, установленной законом.
Условия, согласно которым потребитель не вправе защищать свои интересы каким-либо способом, кроме указанного продавцом.
Условия, которые делают обязательным досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом.
Пункты, заставляющие потребителя доказывать те обстоятельства, которые по закону он доказывать не должен.
Ограничения потребителя в средствах и способах защиты его прав (например, правило о том, что подарочные карты не подлежат возврату).
Что это значит для бизнеса. Предпринимателям будет легче составлять потребительские договоры, которые регламентируют порядок продажи товаров и оказания услуг. До сих пор это делалось методом проб и ошибок. Продавцы опирались в основном на ст. 3 директивы Европейского экономического сообщества «О нечестных условиях в договорах с потребителями» и определение Верховного суда от 16.05.2017 № 24-КГ17-7. Ни в одном из этих документов не перечислены конкретные условия, которые ущемляют права потребителей.
Правда, перечень, приведенный в проекте, открыт. Помимо указанных выше, он включает в себя «иные условия». А значит, судам предстоит решать, подпадает ли под это определение каждый конкретный случай.
2. Готовится новая редакция правил торговли
11 июля 2020 года вышло постановление правительства № 1036. Оно отменяет почти все действующие правила продажи товаров и касается сразу нескольких сфер торговли. В частности, продажи по образцам (так работают все магазины, которые выставляют свои товары в зале или в витрине и продают их) и дистанционной торговли. За исключением отдельных положений, это постановление вступает в силу 1 января 2021 года.
Проект новых правил розничной купли-продажи сейчас проходит стадию общественного обсуждения. В нем есть ряд отличий от прежней редакции правил.
Что это значит для бизнеса. Вот три главных изменения:
Продавец будет обязан отвечать на претензии потребителя. До сих пор работал противоположный подход: суды не считали ответ на претензию обязательным. Об этом говорится, например, в определении Московского городского суда от 20.12.2010 по делу № 33-37029.
Из правил убрали перечень информации о товаре, которую продавец должен довести до сведения потребителя. Такой перечень есть в ст. 9, 10 закона «О защите прав потребителей».
При дистанционной торговле исключили право потребителя отказаться от товара в течение семи дней с момента его получения.
3. Вступает в силу новая редакция правил для общепита
21 сентября 2020 года вышло постановление правительства № 1515. Оно утверждает новую редакцию правил оказания услуг общественного питания. Изменения вступят в силу 1 января 2021 года.
В основном новые правила уточняют и расшифровывают положения закона «О защите прав потребителей». Например, рестораторов обязали информировать гостей о стоимости блюд, а также о чаевых и сервисном сборе. По новым правилам организация общественного питания не может обязать посетителя оплачивать сборы, которые не включены в цены блюд, указанные в меню.
Что это значит для бизнеса. Рестораторам придется проверить и обновить правила оказания услуг, утвержденные в их компаниях. Пункт о сервисном сборе нужно будет либо отредактировать, либо совсем удалить. В целом изменения в правилах соответствуют трендам судебной практики. Так, например, в деле № А56-55170/2019 организацию общественного питания привлекли к административной ответственности за то, что она принуждала гостей оплачивать сервисный сбор.
pro.rbc.ru