Вице-премьер Патрушев поддерживает повышение пошлин до 50% на импортные вина
7-11-2024, 15:06
Цена берет верхОпубликовано: 4-04-2011, 14:41 Просмотров: 2 991 Российские потребители больше не тратят деньги бездумно: после кризиса спрос медленнее восстанавливается на те товары, которые подорожали сильнее других. Российские потребители больше не тратят деньги бездумно: после кризиса спрос медленнее восстанавливается на те товары, которые подорожали сильнее других. ![]() Кризис сделал российских потребителей более чувствительными к цене товаров. «Если речь идет не о продуктах первой необходимости, мы четко видим, что продажи, упавшие в кризис, быстрее восстанавливаются в тех категориях, где ниже рост розничных цен на товар», — говорит директор по развитию бизнеса в России и Северо-Восточной Европе Nielsen Илона Лепп. Например, продажи кетчупов и соусов в 2010 г., по данным розничного аудита Nielsen, выросли в денежном выражении на 46% по сравнению с 2008 г., когда начался кризис. При этом средняя цена на продукты этой категории за два года выросла на 15%. Напротив, продажи жевательной резинки за два года снизились на 20% при росте цен на 35%, продажи пива в 2010 г. были на 18% ниже, чем в 2008 г. при росте цен на 31%, сигарет — на 11% при росте цен на 37%. Цены на шоколад поднялись на 27% — продажи снизились на 11%, зубная паста стала дороже на 26% — продажи снизились на 8%. «Мы видим прямую зависимость: покупатель стал более избирателен, особенно если чувствует, что цена сильно изменилась», — отмечает Лепп. По ее наблюдениям, на докризисный уровень быстро вернулись продажи товаров первой необходимости. По товарам высоких ценовых категорий — например, на французские сыры и хорошее вино — спрос все еще не восстановился и при резком повышении цен, как было при падении курса рубля в конце 2008 г., продажи ощутимо сокращаются, говорит совладелец группы «Виктория» Николай Власенко. «Эластичность спроса, т. е. лояльность покупателя к изменению цены, гораздо выше в категориях товаров первой необходимости. А в группах, которые трудно отнести к самым необходимым, спрос действительно зависит от цены», — напоминает аналитик инвесткомпании «Метрополь» Татьяна Бобровская. До кризиса влияние этого закона на поведение российских покупателей не было выражено так ярко, резюмировал Власенко. Особенно ярко зависимость спроса от розничных цен прослеживается в молочной отрасти, говорит директор по связям с общественностью Danone в России Марина Балабанова. «В прошлом году молочный рынок пережил внушительный рост — во многом благодаря тому, что производители удерживали цены в условиях стремительно дорожавшего сырья», — сказала она. На сегодняшний день розничные цены на молочную продукцию выросли и производители отмечают падение спроса, говорит Балабанова. От кризиса не могут оправиться рынки соков, средств личной гигиены, бытовой техники, добавляет Бобровская. Но дело не только в эластичности спроса по цене. Простые факторы ценовой эластичности не применимы к кризисной ситуации, отмечает старший экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «За годы кризиса произошло смещение потребительских кластеров. За счет того, например, что доходы пенсионеров росли быстрее, чем работающего населения», — объясняет она. И приводит в пример потребление табачной продукции: оно могло снизиться из-за повышения безработицы в среде курящих. Рынок потребительских товаров в 2007 и 2008 гг. был «перегрет», как и другие рынки, и не только в сегменте товаров длительного пользования, говорит директор института «Центр развития» ВШЭ Наталья Акиндинова. «На рынке товаров повседневного спроса было некоторое избыточное потребление, стимулируемое рекламой. В ожидании роста доходов потребители чувствовали себя более раскованно, покупали больше, чем использовали. Последовавшее снижение спроса в ряде категорий можно объяснять корректировкой объемов потребления», — считает она. А Бобровская считает, что в кризис изменилась культура потребления: «Теперь россияне больше нацелены на накопление, нежели на бездумные расходы». Падение в пивной отрасли связано прежде всего с ростом розничных цен из-за трехкратного повышения акцизной ставки и неурожая ячменя, говорит директор по продажам компании «Очаково» Владимир Ефремов. В 2010 г., по его словам, среднестатистический россиянин выпил на 2,9 л меньше, чем за год до этого: примерно 75 л. Продажи очаковского пива в прошлом году упали на 8,1% в натуральном выражении, а кваса — выросли на 60% из-за аномальной жары. Квас, по данным Nielsen, подорожал при этом всего на 8%. Падение спроса на табачном рынке директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин объясняет «снижением доходов населения в кризис» и отчасти ростом ставок акциза. Верещагин подтверждает, что потребление табака докризисных объемов не достигло. «Мы можем лишь говорить о том, что падение существенно замедлилось», — добавил он. Индекс потребительских цен на продовольственные товары, по данным Росстата, в 2008 г. вырос на 16,5%, в 2009 г. — на 6%, в 2010 г. — на 12,9%. Непродовольственные товары дорожали медленнее — на 8% в 2008 г., на 9,7% — в 2009 г. и на 5% — в 2010 г. vedomosti.ru |
АктуальноВ рамках Форума «Неделя Российского Ритейла» пройдет трек FOOD 22-05-2025, 12:33 Возвращение иностранных брендов в Россию: экономическая целесообразность, условия и последствия 12-05-2025, 19:04 Неделя Российского Ритейла 2025 12-05-2025, 15:51 МненияВ Кремле не ведется дискуссия о введении сухого закона в России 30-10-2024, 14:56 Новости ритейлаОтпускная цена говядины выросла до рекордных 700 рублей за килограмм 20-11-2024, 11:11 РОМИР: недельный средний вырос на 7 рублей, и составил 920 рублей 19-11-2024, 12:19 "Руспродсоюз" рассказал, из каких стран можно нарастить импорт картофеля 18-11-2024, 12:33 |
Вице-премьер Патрушев поддерживает повышение пошлин до 50% на импортные вина
7-11-2024, 15:06
В Кремле не ведется дискуссия о введении сухого закона в России
30-10-2024, 14:56
В Минсельхозе сообщили, что рынок РФ в полной мере обеспечен сливочным маслом
22-10-2024, 15:47
ФАС назвала аномально высокой наценку на хлеб в торговых сетях
15-10-2024, 16:09
Россияне стали реже покупать готовую еду из-за негативного информационного фона
17-11-2024, 15:54
Ключевые тренды, которые будут формировать работу индустрии продуктов питания и напитков к 2025 году
16-11-2024, 16:00
РОМИР о потребительских трендах в России
15-11-2024, 17:36
Эксперты Россельхозбанка проанализировали рынок овощей и фруктов
11-11-2024, 17:17
Как ритейлеры адаптируются к меняющимся ожиданиям цифровых потребителей?
17-11-2024, 16:02
Роскачество внедряет стратегии цифровой трансформации бизнеса в России
13-11-2024, 14:00
Многоканальная розничная торговля — путь к прибыли
10-11-2024, 14:22
Из-за дефицита кадров торговля переходит на магазины без продавцов
6-11-2024, 20:05
Оставьте заявку и мы свяжемся с вами для уточнения вашей проблемы
Зачем терять время, звоните прямо сейчас
Быстрая консультация: +7 (495) 787-15-22 Обратная связь
© 2006-2021 «Союз торговых предприятий независимых сетей» |
info@smsr.ru Политика обработки персональных данных Пользовательское соглашение |
Союз независимых сетей может предложить Вам уникальные опции партнерства! Пожалуйста, заполните анкету обратной связи и мы вышлем Вам предложение:
Подпишитесь на получение еженедельного дайджеста с самыми актуальным событиям рынка: